Создание промышленного фундамента индустрии энергоэффективности.
С.Д.Ледовский, Генеральный директор НПО КАРАТ
Сегодня так называемая российская отрасль энергоэффективности – по сути сегмент западной экономики, ведь она основана в подавляющей части на импортном оборудовании, технологиях и решениях. Нам нужно создавать собственную индустрию энергоэффективности, то есть выстраивать соответствующие цепочки и заполнять их отечественными производителями. Что может стать драйвером для создания такой индустрии? Более глубокая переработка продукции сложившихся сегментов и выстраивание кооперационных цепочек.
Работу по повышению энергоэффективности традиционно принято представлять как набор мероприятий, дающих эффект энергосбережения. Здесь организация учета, затем регулирования, аудиты, и далее по привычной цепочке меры по отдельным сегментам – освещение, отопление и так далее. Все они заключаются в использовании техники и технологии.
Энергоменеджмент, например, пошел дальше, сфокусировался на управленческих технологиях и на уровне предприятия как единицы более высокого порядка позволяет увязывать отдельные мероприятия в системную энергетическую политику.
Однако если идти еще дальше – на уровень города и региона, здесь нужны собственные инструменты, позволяющие поймать новые эффекты. Таковым является сознательное создание индустрии энергоэффективности. Это совершенно иная постановка вопроса: не как сэкономить на этом участке, а как развить экономику.
Очевидно, в этом направлении следует двигаться. Пока же степень развития отраслевого рынка такова, что здесь субъекты зарабатывают на реализации решений по энергосбережению. И эти решения по большей части основаны на импортном оборудовании. То есть российский рынок энергоэффектвности фактически – рынок внедрения иностранной продукции, а отечественные инсталляторы – проводники интересов западных концернов, специализирующихся на производстве энергоэффективной техники.
Надо понять – мы сегодня являемся сегментом чужой экономики. И поставить цель – это неприемлемо на перспективу.
Если провести инвентаризацию оборудования, которое наиболее востребовано на рынке в проектах повышения энергоэффективности, это, прежде всего, частотные приводы, насосная техника, теплообменники, аппаратура для регулирования потребления ресурсов, инженерные системы зданий и сооружений и так далее.
Почему пока не сложился в России сегмент производства техники, дающей энергосберегающей эффект?
Сначала разберемся, что послужило предпосылкой для его развития в той же Европе? Это была альтернативная энергетика. Государственная политика на развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии поставила задачей достижение экономического эффекта в области реализации услуг, для этого использовались тарифные механизмы, схемы принятия сгенерированной энергии в сеть, специальные условия для землеотводов для объектов альтернативной генерации и так далее.
Этот комплекс мер привел к созданию определенных промышленных сегментов. Для ветроэнергетики это строительный сегмент, инжиниринговый, силовой, производство электроники, отдельный транспорт. Четко оказался выделен заводской цикл с инжиниринговыми службами, и отдельно – все для монтажа и внедрения на объекте. Аналогично с фотогальваникой, солнечными коллекторами и другими группами энергетического оборудования – есть производители, и есть инсталляторы, и в каждой сфере свое разделение на сектора, широкая кооперация, основанная на технологической специализации.
Опираясь на этот опыт, что можно сделать в России? Ведь нелепо оставаться куском чужой экономики, генерирующей добавленную стоимость «там» и отдающей «туда» прибыль. Нужен пул отечественных компаний, которые бы смогли произвести определенное количество оборудования и его комплектующих, заметное в масштабах потребностей российского рынка. И эта задача вполне понятная, не требующая сверхусилий, это не план ГОЭЛРО и не индустриализация всей страны.
Представляется, драйвером здесь могут стать два направления – во-первых, более глубокая переработка материалов в имеющихся отраслях, и во-вторых – поощряемая производственная кооперация. И единицей для реализации такой политики является регион.
Задачи, которые для этого необходимо решить, наглядно видны на примере отдельных групп оборудования. Для производства терморегулятора, который, по-доброму, должен стоять на радиаторе отопления в здании, нужны точное литье (или горячая штамповка) из латуни с последующей обработкой, литье из пластика, несколько деталей, произведенных механически (пружины, пластины) и термохимический элемент. Однако сегодня терморегуляторы привозят к нам из Италии, из Китая, или из Германии.
При этом Свердловская область остается одним из крупнейших экспортеров меди – и в той же итальянской Брешии малые и средние компании этого кластера льют латунь из нашей меди (это литье, точное литье под давлением, центробежное литье, горячая штамповка и проч). Конечно, когда эта медь возвращается в страну в виде точного латунного литья для водосчетчиков, она стоит иных денег, рабочие места – в Италии, добавленная стоимость там же. А нашим производителям сложно конкурировать по цене, имея такое транспортное плечо для комплектующих.
Чтобы получить латунь пищевого качества, пригодную для водосчетчика, нужны более чистые технологии ее производства (вакуумные печи), и эта схема производства пока не интересует крупные уральские холдинги и заводы – производителей меди. Крупный бизнес не заточен на глубокую переработку.
Делу помочь может государственное стимулирование таких производств. Будут ли они организованы на крупных предприятиях или средний бизнес возьмется достроиться теми же вакуумными печами – неважно. Но существующий сегодня механизм государственных субсидий вполне можно сфокусировать на этом понятном направлении.
Свердловской области есть что предложить в эти производственные цепочки – мы можем стать основными на отечественном рынке поставщиками изделий из меди, латуни, бронзы. Субсидируя компании, производящие малотоннажную, но глубокую переработку, получим собственных производителей хорошей запорной арматуры, спрос на которую, в свою очередь, есть по всей стране. И он неминуемо будет развиваться, ведь регионы в ближайшее время увидят эту нишу и начнут ее активно занимать.
Резидентами «Титановой долины» при такой государственной политике на уровне региона должны стать не только крупные компании как Boeing и Airbus, но и сотни малых и средних предприятий, делающих мелкосортное литье из титана. До недавнего времени никто в мире не умел лить титан – такая технология появилась именно в Свердловской области, ее надо поддержать и развить.
Следующий этап в технологической цепочке – обработка литья. В регионе немало мощностей для этого, и они недозагружены. Если сознательно выстраивать кооперационные цепочки, набирая для крупных производителей пулы заказчиков в лице нескольких средних производителей различного по функциям оборудования, Правительство получит целую цепочку собственных производителей с рынками сбыта по всей стране.
Та же история с отечественными пластиками, а это ключевая технология не только для приборостроения – этот сегмент надо развивать. Рядом – производство пресс-форм и оснастки для литья пластиков. Мощности для этого есть, за опытом развития такой индустрии можно посмотреть на Китай.
Резюмируя, можно выделить несколько конкретных шагов для создания в регионе собственной индустрии энергоэффективного оборудования.
Первое. Выбрать набор технологий, исходя из промышленного профиля региона. Видимо, для Свердловской области это в первую очередь цветная металлургия.
Поставить задачу достичь в этой отрасли более глубокой переработки, для чего задействовать имеющиеся в арсенале государства механизмы, в первую очередь субсидии среднему бизнесу.
Способствовать развитию в регионе кооперационных связей – провести инвентаризацию свободных мощностей, предоставить информацию об этом участникам рынка. Нужны информационные площадки для обмена технологиями (пока у нас развиты площадки для товаров). Производители оборудования – клапанов, насосов, приборов учета - рады будут найти поставщиков поближе, чем Китай или Италия.
Здесь же можно использовать процесс организации промышленных площадок в связи с выводом производств за черту города – те же индустриальные и технологические парки получат новый импульс развития, если одним из его приоритетов станет создание кластера производителей энергоэффективного оборудования.
Тогда действительно, энергоэффективность станет не просто экономией на лампочках или даже тепле – она разовьет целый сектор собственного производства, индустрию – с рабочими местами, добавленной стоимостью, перспективами на десятилетия вперед.
— —
С.Д.Ледовский
Генеральный директор НПО «Карат»
- Комментарии